Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков результат многочисленных мероприятий, проводимых в Чеченской Республике в целях разрешения острых, а часто и вроде бы не сложных социальных и других вопросов? Можно ли сказать, что после того или иного широко организованного и удачно проведенного «круглого стола», общественных слушаний или обсуждения в другом формате жизнь меняется к лучшему, в ней происходят ощутимые изменения к позитиву? Другими словами, каков, так сказать, КПД всех этих круглых столов, слушаний, обсуждений, на которых сломано не одно копье и выкинута не одна перчатка?..

Чтобы эффективность всех названных нами и проводимых в республике мероприятий была высокой, а результат всех круглых столов и слушаний сказывался скорее, круглые столы, а равно и другие подобные мероприятия, должны отвечать определенным и общим для них требованиям, которые без натяжки можно назвать и канонами.

Во всяком случае, таковыми они предстают в изложении эксперта Общественной палаты РФ Зверева Алексея Владимировича, на неделе прочитавшего обширную лекцию на семинаре  для руководителей некоммерческих организаций республики.

А.В.Зверев был приглашен Общественной палатой ЧР в соответствии с графиком публичных выступлений для руководителей неправительственных организаций. Как уточнил председатель Общественной палаты республики Г.К-С.Батаев, региональная Палата получает список тем для лекций, а наиболее актуальные из них становятся предметом рассмотрения на тематических лекциях. С этой же целью посещает ЧР еще один лектор ОП РФ - В. Якимец с лекциями о социальном предпринимательстве и сотрудничестве органов власти с НКО.

На данной лекции 18 ноября т.г. в Доме профсоюзов присутствовали члены Общественной палаты, руководители общественных организаций и объединений.

Вернемся, однако, к лекции А. Зверева, прочитанной с большим знанием предмета и, надо отметить, не меньшим желанием самого лектора быть полезным для руководителей НКО ЧР.

- Региональные палаты, как, впрочем, и НКО, должны задуматься о том, чтобы проводимые ими мероприятия самого широкого спектра давали высокий эффект. И в этом плане мы можем говорить об использовании Общественной палаты как действенного инструмента улучшения жизни граждан, - прокомментировал эту часть беседа А.Зверев.

Далее лекция была посвящена технологии проведения Общественных слушаний, общественных обсуждений и «круглых столов» с установкой на достижение высокого конечного результата взаимодействия с органами исполнительной власти, на побуждение которых к принятию тех или иных решений и направлены все эти мероприятия. И, если сегодня рекомендации и резолюции названных мероприятий носят, скажем так, необязательный с юридической точки зрения характер, то с принятием в скором времени закона «Об общественном контроле» рекомендации региональных палат и общественных объединений станут в определенном смысле обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти и решений по рассмотренным и рекомендуемым органам власти вопросам.

- Этот закон дорабатывается по поручению президента РФ Общественной палатой России, Торгово-промышленной палатой и Ассоциацией юристов, политических партий, саморегулирующихся организаций, общественными организациями, объединяющими промышленников и предпринимателей, - уточнил о проекте будущего закона А. Зверев.

Общественный контроль, осуществляемый, по словам А.Зверева, в форме общественных слушаний, общественных обсуждений и публичных слушаний, «круглых столов», является формой контроля и гражданского участия в работе власти:

- Это – совокупность действий, направленных на совершенствование системы управления, осуществляемых гражданскими организациями и объединениями. Таким образом, мы помогаем власти более эффективно использовать ее деятельность, - считает эксперт Палаты России.

К таким действиям, как рассказал далее А.Зверев, относятся общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные слушания, общественное обсуждение, общественная проверка и общественное расследование, проводимые организациями или региональными палатами. К ним же он отнес и публичный отчет руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Однако и здесь высокая эффективность мероприятий достигается лишь в случае широкого информирования общества о результатах проведенного мероприятия, оформленного в виде официального документа. В случае с общественным мониторингом это – доклад организаторов мониторинга, общественные слушания должны завершаться итоговым протоколом, а общественная экспертиза – заключением общественной экспертизы. Так же и в других случаях официальное мероприятие должно сопровождаться итоговым протоколом ил иным документом, содержащим проект решения по рассмотренному вопросу и адресованным органам исполнительной власти. Если же представители исполнительной власти каким-либо образом дистанцируются от принятия решения, ситуация и проблема, как уточнил эксперт Палаты РФ, может быть в определенной степени драматизирована. Что это означает?

- Ни в коей мере это не значит, что общественники должны переходить в противостояние с органами власти, - подчеркнул А.Зверев. – Все должно происходить в рамках действующего законодательства, но вопрос должен быть вынесен на повторное рассмотрение, а то и на третье.

И здесь в действие вступают собственные законы «круглого стола», согласно которым он и должен быть проведен, если его организаторы хотят добиться желаемого результата и обеспечить эффективное решение сформулированной задачи.

Каковы же критерии такой эффективности? А.Зверев говорит о них так:

- Как непротестная форма взаимодействия с властью общественные слушания, общественные обсуждения, общественная экспертиза, мониторинг и «круглый стол» в первую очередь должны правильно сформулировать повестку дня. Многое зависит от присутствия в работе этих мероприятий на первоначальном этапе экспертов, тех, кто близко знает предмет обсуждения и может охарактеризовать проблему всесторонне. Здесь же должно быть обеспечено присутствие чиновников, от которых зависит принятие нужного нам решения, допустим председателя правительства региона или министра того или иного министерства. Результативность мероприятия напрямую связана и с масштабами присутствия в информационном поле, т.е., с широтой ознакомления общества с данной проблемой.

Одним словом, эксперт Общественной палаты России обрисовал проблему успешной организации и эффективного проведения названных в этой публикации мероприятий, которые столь характерны для сегодняшней Чеченской Республики. Какие-то углы наших «круглых столов» острые, какие-то из них, очевидно, тупые, раз не все они достигают цели. Но задача в том и состоит, чтобы все углы «круглого стола» сделать достаточно острыми для того, чтобы чиновник об них немножко укололся, зорко огляделся во вверенных ему хозяйственных или социальных закромах и начал здраво и с пользой для общества сотрудничать с общественными организациями, тем самым выполняя свой изначальный долг служить людям…

 

А. Катаев

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО