Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На очередной встрече членов Общественной палаты ЧР с жителями села Гехи неожиданное освещение получило явление, до сих пор остававшееся за пределами внимания широкой общественности. Во всяком случае, органы исполнительной власти и общественные организации или отдельные представители религиозных объединений и духовные лица не подходили к чеченцам - реэмигрантам с точки зрения приобретенных или утерянных ими в период пребывания в европейских государствах  духовно-нравственных ценностей.

Однако, как показало состоявшееся с жителями с. Гехи обсуждение, выходцы из ЧР, прожившие определенное время в Европе и возвратившиеся на родину, требуют повышенного внимания именно в силу трансформации в их мировоззрении духовно-этических ценностей.

Сегодняшняя встреча членов Общественной палаты республики проходит по теме «Проблемы нравственного воспитания молодежи в условиях демократического общества и необходимости обеспечения информационной безопасности». В мероприятии участвуют члены Палаты С. Умалатов, А. Хаджимурадов, И. Базаев, М. Висаитова, помощник члена Палаты С-Х.Доудов, ведущий специалист-эксперт Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР А. Заурбиев, начальник ГМВП М.Гайрханов. В диалоге участвуют также заместитель главы администрации Урус-Мартановского муниципального района Т.Эльмурзаев, помощник главы муниципалитета Т. Мусаева, советник главы администрации данного района Т. Элиханов и глава администрации с. Гехи А.Шатаханов.

Ведущий мероприятия, член Палаты Ибрагим Базаев, открывая встречу, представил гостей и ознакомил присутствующих с повесткой сегодняшнего обсуждения. Он обратил особое внимание на тот факт, что «отдельная часть молодежи не столь виновата в отсутствии у нее строгих и в полной мере сформированных нравственных и этических ценностей, поскольку духовно-нравственное воспитание должно стоять в центре внимания в семье»:

- Данные встречи и обсуждения, проходящие по протокольному поручению Главы Чеченской Республики, обязывают нас ко многому, - подчеркнул И. Базаев. - В первую очередь это относится к проблемам молодежи, к тому, чем они сегодня живут, что их волнует, чем обеспокоена молодежь в плане ее духовно-нравственных исканий, приверженности традиционному исламу, обычаям предков и требованиям этики.

И. Базаев также затронул вопросы влияния на молодые умы интернета, средств массовой информации, культурных достижений и получаемых ею в процессе учебы знаний. Чрезвычайно важным, по его словам, остается восприятие молодыми людьми трактовки отдельных сур и положений Корана, преподносимых нередко сторонниками ревизии канонов Священной Книги.

- Не секрет, что интернет просто перенасыщен сомнительного рода толкованиями Корана, совершенно чуждыми традиционному исламу. Но в различных формах и методах оно направлено на завоевание и последующее развращение молодежи, - отметил И. Базаев.

Вместе с тем он указал, что в соответствии с Единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития молодежи, принятой по инициативе и по поручению Главы ЧР Р. А.Кадырова, эта работа должна вестись и в семье, и в школе неустанно и последовательно.

В спокойном и взвешенном выступлении Саламу Умалатова преобладало указание на то, что чеченцам всегда было свойственно тяготение к традициям, проверенным веками нелегкой жизни и достаточно тяжелых испытаний. Но, ни в годину военных лишений, ни в годы ссылки в республики Средней Азии чеченский народ не утерял присущей ему стойкости духа в вопросах религии, повседневной этики, верности национальному единству, осознания своей принадлежности высокому званию человека:

- Многие традиционные ценности чеченцев сегодня оказались поражены бациллами западных культур, неправильного, а зачастую и упрощенного восприятия новшеств, которые молодежью заимствует слепо и безоглядно. Это относится к информации из интернета, принципам взаимоотношений девушек и юношей, старшего и младшего поколений, из коих вытравлено традиционное национальное чувство уважения, достоинства, почитания.

С. Умалатов с большой гордостью и достаточно подробно рассказал об устазах и эвлия чеченцев, примеру жизни которых следовали чеченцы. Он остановился также на примерах жизни и деятельности великого танцора 20 века М. Эсамбаеве, несгибаемого политического изгнанника А. Авторханова. В качестве высокого образца служения правде и народу  назвал С. Умалатов имя первого Президента ЧР, Героя России А-Х. Кадырова.

С поучительной речью к сельской и учащейся молодежи обратились также А. Хаджимурадов, А. Заурбиев. В частности, Абухажи Хаджимурадов, обращаясь к присутствующим, сказал, что «вполне достаточно в полной мере исполнять свой человеческий, гражданский и мусульманский долг, чтобы уберечься от негативных явлений». В духе прозвучавших выступлений было построено и выступление Аюба Заурбиева, призвавшего молодежь строго следовать традициям уважения и почитания родителей.

Как всегда на основе статистических сведений выступил Мовла Гайрханов, и приведенная им информация заинтересовала не только молодых, но и жителей с. Гехи пожилого возраста. Как подчеркнул М.Гайрханов, согласно демографическим критериям, здоровье всей нации находится под угрозой, если курению подвержено всего 15 % населения:

- В прошлом году нами исследована группа в количестве 1 000 детей в возрасте до 15 лет. Курящими оказались 330 человек из этой группы. В текущем 2013 году исследована группа детей в количестве 2 000 человек. Результат оказался еще прискорбнее: в числе курильщиков наблюдается уже 880 детей до 15 лет. Эти цифры сами по себе дают право требовать от родителей значительно более жестких мер воспитания, - подытожил М. Гайрханов.

Выступая с ответным словом, помощник главы Урус-Мартановского муниципалитета Тоита Мусаева вкратце рассказала о проводимой в районе работе по духовно-нравственному воспитанию молодежи, творческих мероприятиях и проповедях в районных и сельских мечетях. Вполне логичным представляется отметить справедливый характер нареканий Т.Мусаевой непосредственно в адрес «дядей и теть, дедушек и бабушек, и, конечно, отцов и матерей за воспитание собственных детей спустя рукава:

- Из-за проблем с жильем, пропитанием, приобретением вещей, а по сути из-за преступного увлечения показным благополучием дети оказываются брошены на произвол судьбы. Об обогащении традиционных чеченских ценностей и говорить не приходится, - сказала она, - нередко забвению предается даже то, чем дорожили и руководствовались в жизни наши предки. Мужество, честь, достоинство, чистота имени тейпа, рода, семьи очень часто ставятся ниже обыкновенного стяжательства, примитивного накопительства, притом  любой ценой. И последствия этого мы пожинаем, получая безнравственное, бездуховное, аморфное в смысле мировоззрения поколение, - с горечью продолжила Т. Мусаева.

Советник главы районной администрации Таус Эльмурзаев, по его словам побывавший во многих городах Германии и наблюдавший быт чеченцев, эмигрировавших в Европу, а позже вернувшихся в ЧР, озвучил проблему влияния «вывезенных ими на родину нравственных ценностей и этических воззрений, приобретенных за время пребывания на чужбине». Эти возвращенцы, как отметил Т. Эльмурзаев, нередко склонны к наркотической вольности на манер Голландии или экзотическим принципам во взаимоотношениях полов, или по приобретенной «там» привычке остерегаются заниматься строгим воспитанием в семье. Во всяком случае, сказал он, не мешало бы обратить более пристальное, чем сейчас, внимание к этой категории населения республики, ибо от нее исходит невидимое на первый взгляд, но ощутимое воздействие на традиционные чеченские убеждения, нравственные устои и каноны.

 А. Катаев

ПОМНИМ!

Календарь событий

100 ЛЕТ

РУКОВОДСТВО