Get Adobe Flash player

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 62 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

September 17
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

 Тема: "Духовные традиции народов как фактор укрепления Евразийской интеграции"

Уважаемые участники съезда! Добрый день! Прежде всего, позвольте высказать мнение по теме предыдущего доклада "Родовая культура в межнациональном диалоге на Евразийском пространстве". В системе ценностей, родовой культуре народов следует придать важное значение как сфере обеспечения преемственности традиций и укрепления самобытности народов. Чеченский народ, представителем которого я являюсь, бережно относится к памяти предков. Знание корней рода(семьи, тейпа), не менее семи поколений, считается необходимым. В народе говорят: "Стыдно не знать корни и историю рода". Считаю, что следует поддержать предложение модератора нашей секции ввести родовую культуру в перечень направлений работы одной из организационных структур Ассамблеи, с отражением данного вопроса в итоговом документе съезда. Евразийское пространство характеризуется этническим многообразием и богатыми традициями, проживающих здесь народов.

Безусловно, существуют традиции характерные для ряда регионов. И в то же время каждый народ неповторим и имеет свои особенные традиции и культуру. В неспокойном мире, сохраняющихся террористических угрозах, конфликтах, важное значение имеют традиции народов как фактор укрепления дружбы народов, развития интеграционных процессов. Что здесь имеется ввиду? Прежде всего аспект доверия между народами Евразии. Понятно, через познание культур, традиций народов, воспитание уважения к обычаям укрепляется дружба между народами, повышается эффективность общественной демократии, межгосударственного сотрудничества. Думается, задача Ассамблеи народов Евразии содействовать налаживанию межкультурного диалога, укреплять сотрудничество с различными институтами гражданского общества в данном направлении. На мой взгляд, стоит подумать о запуске проекта Ассамблеи, пропагандирующий традиции народов Евразии, их значение в сферах экономического и гуманитарного сотрудничества. Или разработать информационные программы по конкретной тематике, использовать потенциал некоммерческих организаций и т.д. Скажем, можно ли назвать, к примеру, экономическое сотрудничество, работающим полноценно на мир и стабильность, на перспективу, если народы, в чьих интересах это сотрудничество, плохо осведомлены о традициях этих народов, не ведут межкультурный диалог? Конечно, нет. Отталкиваясь от этого, приведу отдельные примеры традиций чеченского народа, присущие ему и характерные и для других народов Северного Кавказа, регионов Евразии. В зависимости от многих факторов, тот или иной народ исторически развили в себе уникальные качества. На Кавказе к таким качествам относят обострённые чувства чести, достоинства, гостеприимства, традиционное почитание старших, склонность к методам народной дипломатии. На Кавказе близко друг к другу единой семьёй живут многие десятки народов и сотни племён. Лучшие обычаи и традиции чеченцев обобщены в понятие НОХЧАЛЛА – своеобразный кодекс чести и долга. Понятие Нохчалла включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовно-нравственный менталитет вайнахов (чеченцев и ингушей). Истоки традиций чеченского народа уходят в глубину веков. Неписаные законы – адаты, а также строгие, но справедливые законы шариата еще больше сплотили горцев вокруг испытанных духовных ценностей; позволили почувствовать единство. Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми, самовлюбленными. В нерыночные времена, когда не все измерялось деньгами, законы Нохчалла были естественными, необходимыми условиями выживания. Они, в зависимости от условий и обстоятельств, носили крайне необходимый, практический характер. К примеру, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять с голоду и усталости силы, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Поэтому принять, согреть, накормить и дать отдохнуть гостю – дело святое, просто необходимое.

 В Конституции Чеченской Республики, принятой 23 марта 2003 года на всенародном референдуме по инициативе первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, в статье 35, п.4 записано «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики – уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие – священны, охраняются Конституцией ЧР и законами Республики». Дороги и тропинки в горах узкие, часто проходят змейками вдоль высоких обрывов и скал. Не быть взаимно вежливыми просто невозможно, иначе можно сорваться в бездонную пропасть. Быть вежливым и уступчивым – выработанный веками практический закон Нохчалла. Понятие Нохчалла несовместимо с социальным неравенством, с несправедливостью, пренебрежением богатого к бедному, здорового к хилому. Носитель идеологии и принципов Нохчалла – совершенно свободный человек и выше над собой признает только Всевышнего Аллаха (свят Он и Велик) и Его пророков. Безусловное равенство друг перед другом, независимо от богатства, должности, чина, прочих регалий и различий – это Нохчалла. Вайнахское общество всегда привыкло видеть в качестве главы, защитника семьи - отца семейства. Отец семейства всегда был добытчиком, кормильцем. Поэтому у него было моральное право воспитывать членов своей семьи в строгости, требовать от каждого, скажем, безупречной нравственности. Нормы и правила поведения, воспитываемые в вайнахах с детства, не должны нарушаться ни при каких условиях. Они не являются какими-то предписаниями, рекомендованными для исполнения. Нохчалла либо есть в человеке, особенно в мужчине, либо его нет. Это как воздух: дышит человек – значит, он живет. Или как совесть: либо она есть в человеке, либо он ее где-то почему-то потерял. Не бывает такого, чтобы вайнах в какой-то момент забыл в себе Нохчалла. Значит, он перестал быть таковым и может позволить себе лгать, воровать, убивать, снять с себя любые нравственные ограничения. Нохчалла – это когда человек уважает другого человека, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства. Это очень важное и обязательное положение. Если человек все же чувствует, что он в чем-то силен или находится в привилегированном положении, он должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбия другого. Так, сидящий верхом на лошади должен здороваться первым с пешим человеком. Если же пешеход старше всадника, всадник должен сойти с коня. Как это не вяжется с сегодняшним поведением иных водителей на дорогах, готовых растерзать друг друга за малейшие неудобства! Отсутствие в себе выдержки и терпения, демонстрацию агрессивности считают чуть ли не достоинством. Особое уважение вайнах должен оказывать родственникам своей матери и своей жены. Нохчалла - это, безусловно, неприятие любого насилия, любого принуждения. Из истории известно, что вайнахов силой не смогли заставить даже принять Ислам. Поэтому в памяти народа не сохранилось имени ни одного воинственного исламского миссионера. Другое дело, когда к ним приходили учителя - устазы.

В народной памяти не забыто ни одно из десятков имен устазов-суфиев. Люди со стороны, не знающие, что такое Нохчалла, принимают эти качества за слабость, доверчивость, наивность. Ведь главное в Нохчалла – человеческая совесть! Вайнах не вправе обидеть слабого, беззащитного человека, какой бы национальности он ни был. Более того, чем дальше отстоит человек по родству, вере или происхождению, тем более учтивым и внимательным он должен быть к нему. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть тебе когда-нибудь прощена, ибо возможна встреча с обиженным в Судный День. Но не может быть прощена обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи, возможно, не будет никогда. И с таким грехом суждено пребывать вечно. Нохчалла – это умение дружить, оставаться верным дружбе всю жизнь. Дружить у вайнахов означает – быть вместе и в дни печали, и в дни радости. Что бы ни было: похороны, свадьба, торжественные случаи или неприятности – люди, объявившие себя друзьями, должны быть вместе. Причем, дружить не только семьями, но и всеми родственниками с обеих сторон. Дружба для горца – понятие святое. Даже брату прощается холодок, неучтивость по отношению к своему брату. Но только не другу по отношению к своему другу. Настоящий друг для вайнахов – понятие действительно святое. Но только в том случае, если эта дружба направлена на подлинное, а не ложное служение своим близким и своему народу. В народе говорят, что лучшие сыны становятся сыновьями народа. У народов евразийского пространства много прекрасных качеств, которые должны бережно храниться и развиваться для того, чтобы наше общество на самом деле стало прочным, прекрасным. Традиции, как форма сохранения культуры народов, испытанные на всех изломах судьбы – это, безусловно, богатство, которое необходимо использовать и наращивать при дальнейшем укреплении евразийского единства. Экономические, коммерческие, финансовые и иные проекты, безусловно, не могут быть успешными там, где забывают, что за этими проектами и планами стоят живые люди со своими духовными ценностями, со своими устоявшимися традициями понимания добра и зла, со своими религиозными идеологиями. Поэтому очень важно понимать и знать духовный мир каждого народа, знать их историю, культуру, самобытность, нравственные ориентиры. Ни один народ не прост, в каждом генетически закреплена память о прошлом и видение на будущее. Поэтому работа с так называемым человеческим фактором – это чрезвычайно тонкая и ответственная работа, которую нельзя недооценивать, пускать на самотёк. Одна из особенностей Западной цивилизации в том и состоит, что Запад недооценивает духовную составляющую общества. Западная олигархия хочет иметь под своей властью унифицированные серые рыночные существа, довольствующиеся дозированным счастьем в виде обильной еды, питья и массовой культурой безграничной свободы ублажать свою плоть. Причем любыми способами и видами, без всяких моральных и нравственных ограничений. Такой порядок систематизирован и формализован в виде гедонизма. Плохо это или хорошо? Что таит за собой хвалёный западный рай и стоит ли во всём слепо подражать всё больше космополитизирующемуся Западу? Это – не простые вопросы. По восточным традициям красота не в однообразии и унификации, а в разнообразии.

В условиях воздействия факторов глобального развития, проблема сохранения национального и культурного наследия имеет важное значение. Глобализация, как мы знаем, настаивает на универсализацию ценностных ориентиров, с использованием массовых информационных технологий, демонстрирую преимущества других ценностей (к примеру, западных). Здесь актуальным является формирование навыков межкультурной коммуникации, которые позволяют найти в иной культуре не столько то, что отличает, сколько то, что их сближает и объединяет, дает человеку возможность правильно ориентироваться в культурной сфере Евразийского пространства. Всевышний создал нас народами, чтобы каждый учился друг у друга хорошему, прекрасному – гласит исламская максима. Разнообразие народов часто сравнивают с великолепным цветником. Такая философия обогащает наш этномир, делает его интересным и увлекательным.

28 мая 2017г. г. Москва.

 

Календарь событий

РУКОВОДСТВО